До сошествия Святого Духа все апостолы, ученики Христовы, Матерь Божия, в числе около ста двадцати человек, находились в сионской горнице, в ожидании Святого Духа, по обещанию Христа: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня… через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:4,5,8); «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Вот как происходило рождение Церкви! Дух Святой, Божественная спасительная Благодать, дарованная через Христа, снизошла на учеников Христовых: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:1-4).
И пока на них не сошел Святой Дух, то они не были в Церкви. Но когда, в сегодняшний день, Дух Святой, в виде огненных языков, сошел на них, то после Его сошествия, они все оказались в Церкви. И вместе с сошествием Святого Духа получили и все присущие Церкви Таинства. Когда Дух Святой сошел на них, тогда Церковь вселилась в них и они стали членами Церкви.
Дух Святой, дар Божественной, искупительной и спасительной Благодати, и есть предмет веры в Церковь: "Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь" (Православный катехизис, п.252). «Церковь Христова это ни что иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас» (Новосвящмуч. Павел Кратиров, "Первое письмо епископа"). «Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»)
Отсюда и понятие, что такое Церковь. И в кого мы исповедуем нашу веру, когда говорим «Верую во … Церковь». И что значит войти в Церковь или присоединиться к Ней. То есть, вхождение в Церковь или присоединение к Ней совершается в наших душах, через подаяние дара Духа Святого, Божественной искупительной и спасительной Благодати, которая и была дарована миру, в День Сошествия Святого Духа на апостолов, в День Святой Троицы.
А этот дар Благодати подается там, где есть истинное смирение и сокрушение духа, где есть правое чувство веры и верный настрой духа, способный к восприятию этого дара Благодати. Там Он, таинственно, непостижимым образом для ума человеческого, и подается.
Вопрос: А где, по вашему, истинная Церковь?
Ответ: Господь Иисус Христос сказал: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18).
Вопрос: Где истинная Церковь?
Ответ Христа: «на сем камне» (Мф.16:18).
Вопрос: А где этот камень?
Ответ: Это правое чувство веры, верный настрой души (его и поимел ап.Петр), который привлекает Божественную спасительную благодать, Которая, соединяясь с таковым настроем души, соделывает человека членом Церкви, членом Тела Христова.
Вопрос: Что надо, чтобы найти истинную Церковь?
Ответ Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33).
Вопрос: А где его искать, это Царство Божие?
Ответ Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21).
Вопрос: А каковы признаки, этого Царства Божия и Церкви?
Ответ ап.Павла: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).
Кто воспитает вот таковой настрой духа, тот и попадет в истинную Церковь. Это уж точно.
Воспитание верного душевного настроя, плодов духа, через правильно-проходимую внутреннюю жизнь, – это и есть главный признак Церкви на земле. Так как от этого зависит спасение души человека. И там, где это есть, – там и подается дар спасительной Благодати, – там есть Церковь и спасение. А где этого нет, хотя бы там было все остальное, но там нет главного и существенного, без чего нет спасения, нет Церкви, как дара искупительной и спасительной Благодати, сошедшей в День святой Пятидесятницы на апостолов. Ибо Церковь, этот дар спасительной Божественной благодати, утверждается, в человеке, на чувстве веры, свободном от духа самости, в своем движении.
Когда ап.Петр поимел такое чувство веры, – в своем движении свободном от духа самости, – то на него сошло Божественное откровение, как сказал ему об этом Христос: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17). Исходя из этого откровения, сошедшего на такое чувство веры, ап.Петр и воскликнул: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16: 16). И тогда Христос засвидетельствовал то, что он на таком чувстве веры, свободном от духа самости, какое и явил ап.Петр, будет утверждать и созидать Церковь Свою: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Имя Петр в переводе обозначает камень. Поэтому, слова Христа, обращенные к ап.Петру, буквально звучат так: «ты – камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Этот камень – это и есть чувство веры, в своем движении, свободное от духа самости, первородного греха. На это чувство и снисходит дар Божественной искупительной благодати, и таким образом созидается Церковь, Тело Христово, как это и обетовал Сам Христос (Мф.16:18). А такое чувство веры является и воспитывается только через правильно-проходимую внутреннюю жизнь.
Поэтому, главные признаки Церкви – это правильно-проходимая внутренняя жизнь, направленная на воспитание верного душевного настроя, спасительного, истинных плодов духа. И без этих признаков – не может быть Церкви и Таинств.
Поэтому, камень, на который снисходит дар Божественной спасительной благодати, – это и есть верный душевный настрой, способный к восприятию этого спасительного дара. Так образуется Церковь, Тело Христово. Что и случилось с ап.Петром и всеми Апостолами, в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов.
«Верую во… Церковь» (10 член Символа веры). Веруется только в то, что умом не постигается. Поэтому, здесь речь не об организации (состоящей из людей), т.к. она вполне постигается через посредство зрения и ума. И веровать в церковную организацию, состоящую из людей грешных никак нельзя. Поэтому, когда говорятся слова 10 члена Символа веры, то в них исповедуется вера в "Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати" (Русский богослов Алексей Хомяков), в Божественную Искупительную Благодать, сошедшую в День Святой Пятидесятницы на Апостолов. Этот дар Благодати был дарован миру через искупительную жертву , которую принес Христос, на кресте, за грехи всего мира. И так как, Церковь, по слову ап.Павла, "Тело Христово" (1Кор.12:27), то исповедуется так же вера и во Христа.
|